Поиск по жанрам

боевые искусства
вампиры
война
детектив
дзёсэй
драма
история
киберпанк
комедия
махо-сёдзё
меха
мистерия
мистика
музыкальный
пародия
паропанк
повседневность
полиция
постапокалиптика
приключения
психология
романтика
самурайский боевик
сёдзё
сёнэн
сказка
спорт
сэйнэн
триллер
школа
фантастика
фэнтези
эротика
этти
ужасы

Поиск по жанрам ведётся по совпадению слова в описании. Если в описании материала отсутствует указанное слово, материал не будет найден. В таком случае введите интересующий жанр в поле поиска.

Друзья сайта


Музыкальные аниме клипы

ElfenLied.clan.su

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Женская душа аниме
Добавил: LightEnergy | Дата: 26.02.2008 | Просмотров: 4062 | Категория: Статьи об Аниме

Создатели японских аниме пытаются реабилитировать женское начало, репрессированное патриархальной культурой. Делают они это по-мужски: то очень прямолинейно, то слишком вычурно.

Аниме - замечательная возможность приобщиться к культуре Страны Восходящего солнца и в очередной раз удивиться своеобразию ее этики и эстетики. На телеэкоанах и в кинопрокате, в программах кинофестивалей появляется все больше качественных, интересных анимационных фильмов и сериалов.

Недавно на экраны вышел "Суп с котом" (Nekojiru-so, Кошачий суп, Cat Soup, 2001) Сато Тацуо (Sato Tatsuo) – сюрреалистическое аниме, посвященное Нэкодзиру, знаменитой мангаке (рисовальщице одноименной манги), которая покончила жизнь самоубийством в 1998 году.

Практически одновременно с этим на русский язык были переведены работы Кона Сатоси (Kon Satoshi), выпущенные на рубеже третьего тысячелетия, - "Идеальная синева" (Perfect Blue) 1998 года и "Актриса тысячелетия" (Millennium Actress) 2001−го, а также шедевр японской мультипликации 60−х "Печальная Белладонна" (Belladonna of Sadness, Kanashimi no beradonna), автором которого является признанный мастер аниме и манги Осаму Тэдзука (Osamu Tezuka). "Белладонна" интересна не только экспериментами с образным языком, но и тем, что это средневековая европейская история, рассказанная языком японской анимации.

Если произведения Сатоси сделаны в более традиционном ключе и по стилю близки таким киножанрам, как триллер, детектив и мелодрама, то "Кошачий суп" и "Белладонна" с трудом поддаются классификации, раскрывая оригинальное художественное видение их создателей. Но у всех них есть одно общее: в основе лежат истории женщин. Две из них, рассказанные Сато, по-японски традиционны, третья же, "Белладонна", - революционна как по форме, так и по содержанию. Исключение, быть может, представляет "Суп", который вряд ли можно назвать историей судьбы женщины. Зато женщине он посвящен.

Тоска тысячелетия масс-культуры

В названии "Идеальная синева", или "Совершенная грусть" с толку сбивает игра английских слов: blue и perfect. Возможно, более точно будет перевести "Светлая грусть". Хотя сложно понять, почему так назвали картину. Ведь главную героиню, певичку по имени Мима, мучают то участь идола масс-культуры, то жажда профессиональной карьеры и роста. Она страдает, сходит с ума, возвращается к реальности, жертвует собой, но только не грустит. Как не грустят и другие герои, которые фанатеют, сходят с ума, становятся маньяками, ищут дешевой славы, зарабатывают деньги.

Начинаясь как кровавый триллер и психологический детектив, "Светлая грусть" переходит в психоделическую драму, когда на сцену выходит маньяк-квазимодо, сладострастный поборник нравственной чистоты героини аниме. Происходящее на киноплощадке и в реальности, наяву и во сне перемешивается в восприятии Мимы. Она уже не в силах отличить одно от другого, жизнь от дневника и киносценария. Вообще, смешение происходящего в кино и жизни, перекрещивание и запутывание жизненных и экранных ролей – коронный прием Сатоси, который помогает развивать сюжет и без особых логических усилий вводить новые эпизоды.

Развязка "Грусти" выдержана в духе фильмов "Основной инстинкт" и "Окончательный анализ". На первый взгляд, она выглядит банальной – злодей-маньяк, весь фильм пугавший героиню и зрителей, разоблачен. Но все не так просто: налагающиеся друг на друга киноэпизоды, сыгранные Мимой, не оставляют никакого зазора реальности. А может быть, история превращения поп-идола в актрису – всего лишь очередная роль в кино? Ведь став кумиром толпы, эта наивная одинокая девочка, живущая в скромной, маленькой квартирке, продолжает ходить по магазинам и ездить неузнанной в метро. Но, возможно, так и живут японские поп-идолы.

Идеальная актриса

Что касается "Актрисы тысячелетия", то это рядовое аниме, не особенно далеко ушедшее от "Идеальной грусти". Только теперь это история, рассказанная пожилой женщиной. Главная героиня – опять актриса, Тиёко. Здание студии «Гиней», где она работает, рушится, за этим наблюдают двое мужчин: пожилой и молодой. Это биограф и поклонник актрисы, знающий наизусть все ее фильмы, и его помощник-оператор. В их планах – встретиться с живой легендой и снять про нее фильм. Тиёко, скромно доживающая старость в одиночестве, соглашается принять мужчин, поскольку заинтригована свертком, принесенным биографом. В нем оказывается старый ключ. Как становится ясно в дальнейшем, это ключ от двери воспоминаний.

За дверью начинается рассказ об истории совсем юной девушки, встретившей свою первую и последнюю любовь и решившей стать актрисой в надежде еще раз увидеть возлюбленного. Поиск любимого в жизни ложится в основу сюжета фильмов с ее участием. Роли, сыгранные актрисой, сводятся к одному – поклонению и преданности мужчине. Здесь Сатоси иронизирует над традиционным патриархальным японским архетипом – женщина в тени мужчины. Ведь все помыслы, энергия, чаяния и мечты Тиёко связаны с единственным и неповторимым. Проходя сквозь время, через разные периоды истории Японии, играя героинь из разных эпох, она стремится соединиться с любимым, но этому мешают различные обстоятельства. Это вечная история, циклический миф, нашедший воплощение в одном из фильмов, где снялась актриса. Средневековая японская принцесса, желая воссоединиться со своим погибшим любимым, выпивает колдовской напиток и ее настигает проклятие коварного божества. Теперь она должна вечно скитаться во времени, играя одно и то же.

Действительно ли Тиёко хорошая актриса, если во всех фильмах, которые больше похожи на дешевые мелодрамы, нежели серьезное искусство, играет одну и ту же роль? Хорош ли актер, если на сцене он играет самого себя? А что отомкнет ключ? Соединится ли Тиёко с таинственным возлюбленным? Ответ ясен уже где-то в начале фильма. Он не отличается оригинальностью и японский до мозга костей – главное не результат, а сам процесс. Что же делать, если процесс – не более чем монотонное повторение...

Кошмарики на воздушном шарике

Наконец, мы приступаем к самому приятному – к оригинальным, неоднозначным аниме. "Кошачий суп" – галлюцинация, плод воспаленного воображения художника, смешавшего в анимационном супе комикс-котиков, переживания потусторонней реальности, смех и ужас, агрессию к миру и страх пред ним.

То, что мы видим в аниме Сато Тацуо, основанном на манге художницы Нэкодзиру, сложно пересказать и интерпретировать. Сюжет вроде бы есть, но как будто не в нем дело. Его краткий пересказ предваряет понимание, но не облегчает его. Обычная японская семья – кошка, кот и два котенка. Младший брат котенок Наята, пытаясь вырвать свою сестру Наяку из рук Смерти, отправляется с ней в похожее на сон или галлюцинацию путешествие. Они оказываются в волшебном цирке, возглавляемом могущественным фокусником, уносятся на лодке в море, бредут по пустыне, попадают в дом хранителя отрубленных конечностей, их кормит и поит, а потом пытается сварить в супе японский дядька-яга. Их расплющивает на маховых колесах огромных часов. Они выходят за пределы времени, и его Властелин зачерпывает ложкой кровавый суп вселенной. Обыденное счастье, как и сама жизнь, – лишь иллюзия. Кажется, Наяту спасает Наяку, срывая цветок, на который указал демон смерти. Но это не конец истории. Истинный ее конец – это конец конца, апокалипсис гаснущего экрана сознания.

Это еще не конец

В "Печальной Белладонне", стоящей особняком не только от остальных работ Осаму Тэдзука, но и японской анимации в целом, соединился графический рисунок в стиле арт-нуво (в особенности графики Обри Бердслея), мироощущение прерафаэлитов, цвета экспрессионизма и изображение обнаженного тела в современном аниме. Сюда следует добавить звуковой ряд – песни в исполнении японской певицы с образными особенностями японской поэзии: "Прозрачная синяя кожа. Это цвет любви, которой она посвятила завтрашний день. Сердце весеннего цветка полно робости. Ее тело окрашено в красные тона. Белладонна – прекрасная дама, влюбленная женщина".

"Белладонна" снята по книге "Ведьма" (La Sorciere) французского историка Жюля Мишле. Вслед за Мишле Тэдзука в своем аниме реабилитирует репрессированное патриархальной культурой женское начало. Распятое на кресте женское тело, охваченное языками пламени, приравнивается к жертве Христа. Вокруг прекрасной дамы закручивается история поругания, любви, жертвенности, предательства, покаяния и спасения. Обреченная быть тенью мужчины, она становится заложницей своей любви. Простая девушка Жанна готова на все ради того, чтобы быть вместе с Жаном. Сначала она жертвует своей честью, потом заключает сделку с дьяволом. Но жертва всегда преступна в глазах насилия и лжи.

Душевные страдания и любовь приводят Жанну в объятья дьявола, в образе которого традиционно в христианской культуре предстает природа, тело и чувственность. Жанна обретает великую силу излечивать людей от чумы, пробуждать в них страсть к жизни. Она опять жертвует своей дьявольской (божественной?) силой ра
ди любви к уже однажды предавшему ее мужчине и оказывается на костре.

Тэдзука, используя ортодоксальные образы христианской культуры, деконструирует их. Наместники Бога на земле, представители власти приобретают у него дьявольское обличье, Жанна же – немеркнущий лик богини Белладонны, чье прекрасное тело как феникс возрождается из пепла. Контраст усугубляется тем, что это не история борьбы божественного и дьявольского. Бог как таковой тут скорее бэк-граунд. Это борьба с несправедливостью и насилием мира, которую ведет женщина, чья сила в красоте и любви. Сожжение на кресте – не конец истории Белладонны. Она имеет своеобразное продолжение. Аниме, заканчиваясь картиной Делакруа "Свобода на баррикадах", ставит не точку, а многоточие в истории.



Прямая ссылка
BB код
HTML код



Случайное аниме


Всего комментариев: 5
5 Алисёнок   (20.05.2012 19:09) [Материал]
ННу, почему эта "м" опять заела cry Я хотела написать Мне понравилось а вышло это.. И почему начало слов не видно тут?

4 Алисёнок   (20.05.2012 19:04) [Материал]
не понравилось!)

2 Limo   (25.07.2010 20:01) [Материал]
дада..здорово. а кто писал???

3 rusallo4ka   (17.04.2012 19:04) [Материал]
автор: Ольга Власенко

+2   Спам
1 Радикал Оматто   (29.03.2009 22:34) [Материал]
Вах Вах Вах Какая статья!? Очень инересно & поучительно)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользователь


Логин:
Пароль:

Поиск



Чат