Поиск по жанрам

боевые искусства
вампиры
война
детектив
дзёсэй
драма
история
киберпанк
комедия
махо-сёдзё
меха
мистерия
мистика
музыкальный
пародия
паропанк
повседневность
полиция
постапокалиптика
приключения
психология
романтика
самурайский боевик
сёдзё
сёнэн
сказка
спорт
сэйнэн
триллер
школа
фантастика
фэнтези
эротика
этти
ужасы

Поиск по жанрам ведётся по совпадению слова в описании. Если в описании материала отсутствует указанное слово, материал не будет найден. В таком случае введите интересующий жанр в поле поиска.

Друзья сайта


Музыкальные аниме клипы

ElfenLied.clan.su

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1

Сумо
Добавил: CrazySerafim | Дата: 12.08.2010 | Просмотров: 2818 | Категория: Статьи о Японии

История

Древняя легенда связывает с сумо само существование современной японской нации на Японских островах. Согласно поверьям, бог Такамикадзути вступил в поединок с богом варваров. Благодаря его победе японцы получили право осесть на территории нынешнего острова Хонсю.
Первые исторически достоверные сведения о сумо относятся к середине 7 века. Во втором месяце 642 года при дворе Императора состоялся борцовский турнир в честь корейского посла. С тех под эгидой Императора ежегодно устраивались соревнования, приуроченные к празднику окончания осенних полевых работ.
Первые поединки имели не спортивное, а религиозное значение.Схватки силачей устраивались при синтоистских святилищах и были составной частью сельскохозяйственной обрядности. Считалось, чем сильнее борец топчет землю, «встряхивает» ее, тем больше будут довольны божества, а значит можно ожидать хорошего урожая. Японцы рано осели на землю, и вся их жизнь зависела от того, соблаговолит ли она вознаградить крестьян за тяжелый труд. Далеко не всегда в действе участвовало два человека. Это мог быть и одинокий удалец, который имитировал поединок - изображал танец, угодный божествам. Схватки борцов сумо проводились даже в самых глухих уголках Японии между представителями двух деревень. Кое-где они устраиваются и по сей день. Поединок борцов был разновидностью гадания. Люди полагали, что победа их ставленника обеспечит удачливой деревне богатый урожай риса. Такая же идея воплощалась и на уровне всей страны. Техника сумо не отличалась утонченностью: борцовские броски и захваты сочетались с элементами бокса, а запрещенных приемов практически не было. Основные правила сумо и система судейства складываются в эпоху Хэйан (794-1185 гг.). Борцам категорически запрещается хватать соперника за волосы, пинать ногами и бить кулаками в голову. Одеянием богатыря становится набедренная повязка.
По мере усиления воинского сословия и ослабления власти Императора роль сумо серьезно изменяется. Турниры утрачивают религиозное значение и проводятся все реже. В эпохи Камакура и Муромати (1192-1573 гг.), когда Японию раздирают междоусобицы, приемы сумо отрабатываются для воспитания воина и применения в бою. О тех временах сегодня нам напоминают роскошные одеяния судей («гёдзи»).
В 17 век с периода Эдо (после 1603 года), когда в Японии закончился период междоусобных войн и началась эпоха процветания городов, в крупных поселениях стали устраивать состязания борцов сумо. Это были уже настоящие турниры, не имевшие прямого отношения к религии. Борцы приобрели статус профессионалов, стали получать разряды и титулы. Жили на выручку от продажи билетов. В Японии того времени было запрещено строить высокие здания, исключение делали только для помещений, где находились борцовские арены. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. В эпоху Эдо оформляется нынешняя борцовская иерархия, вводится звание великого чемпиона – йокодзуна. Первым к лику бессмертных причисляется Акаси Сиганосукэ. В середине 18 века зарождается традиция ежегодного проведения двух борцовских турниров в Осака и Эдо (Токио).
Во второй половине 19 века, когда после длительной изоляции Япония «открылась» европейцам, на какое-то время все национальное стало пользоваться дурной славой. Европейцы считали сумо варварским обычаем. Их раздражали нагие фигуры борцов, движения их казались нелепыми и некрасивыми. Новая буржуазия объявила сумо пережитком феодализма и начала гонения на «ретроградов». Лишившись поддержки меценатов, богатыри вынуждены были зарабатывать на рис занятиями, далекими от своего истинного призвания. Пожарная команда, набранная из 50 сумотори, прославилась на всю Японию.
Однако период забвения традиций быстро прошел, и, опомнившись, японцы начали возрождать древние традиции. Уже в феврале 1909 года в Токио было завершено строительство гигантского по тем временам закрытого спортивного зала Кокугикан. Он предназначался исключительно для проведения турниров по сумо. За сватками могли одновременно наблюдать 12 тысяч человек.

Женское сумо

Несмотря на то, что сумо представляется наиболее мужским из всех видов спорта, еще в 1700-х годах существовало женское сумо ("онна-зумо"). Оно возникло в Осаке и было изначально связано с публичными домами. Женщины боролись с женщинами, а также со слепыми мужчинами. Некоторые сумоистки были по-настоящему тренированными. К 1744 популярность "онно-зумо" достигла Эдо (Токио). Состязания проводились в замке Асакуза до тех пор, пока власти не запретили их, рассматривая их как аморальные. Тем не менее, по требованию народа схватки продолжались в других местах на севере Японии. Некоторые демонстрационные поединки проводились даже на Гавайях. Но к 1926 году этот вид деятельности был полностью запрещен для женщин. С позиции мира мужского сумо это был совершенно другой вид спорта. Мужское профессиональное сумо имеет длинную историю, считаясь очень почетным занятием, в то время как женское сумо было связано с проституцией и с забавой мужчин. В связи с этим, участие в сумо женщин считалось неким табу и никак не могло рассматриваться как часть мира "настоящего" сумо.
С рождением любительского сумо, ситуация кардинально изменилась. В последние годы, сумо из занятия для избранных превратился в популярный спорт, стали проводиться чемпионаты и соревнования в трех весовых категориях (вместо одной супертяжелой). По ряду причин, сумо оказалось прекрасным женским видом спорта. Женщины смело вошли в этот мир и проявили себя весьма успешно.

Поединок

Несмотря на удивительную красоту церемоний и внешних аксессуаров, все же главное для зрителей - увидеть выступления сильнейших спортсменов. Хотя непосредственно сама борьба длится, как правило, не более полуминуты, поединок рикиси (прежде всего психологический) занимает намного больше времени.
Сумотори занимают места возле арены за несколько минут до начала своего поединка. Таким образом, они имеют возможность наблюдать за встречей других борцов. Подходит время – и йобидаси («зазывала») приглашает участников схватки на дохё. Протяжные и распевные объявления звучат примерно так: «Восток представляет озэки Кайо; Запад представляет сэкивакэ Ваканосато.
Рикиси поднимаются на помост. Одеты они уже не в праздничные пояса, а в обычные маваси, шелковые пояса длиной около 9 метров и шириной около 60 сантиметров, которые обматываются вокруг тела борца от 4 до 7 раз (в зависимости от объема талии). Маваси одноцветны, но цвет своего пояса сумотори волен выбирать сам. Многие борцы суеверны, и нередко в начале нового басё можно увидеть, что маваси, не принесший удачи своему обладателю в ходе прошлого турнира, уступает место новому фавориту. Перед маваси украшают декоративные струны (или стрелы). Никакой роли в борьбе они не играют, так что после завершения схватки сумотори может остаться как со струнами, так и без них. Второй случай может свидетельствовать только о более напряженном характере борьбы. Волосы рикиси собраны в пучок на макушке. Это одновременно и дань традиции эпохи Эдо, и способ защитить голову спортсмена от травмы в случае серьезного падения. В Японии не больше 30 цирюльников-токояма, которые укладывают волосы бойцов во время турниров. Прическа борца макуути и дзюрё намного пышнее прически борца низших категорий. Прежде чем придать своему облику законченный самурайский облик, сумотори должен отращивать волосы не менее года. Так что борец, стремительно врывающийся в борцовскую элиту (это случалось с рикиси Мусояма, Миябияма и Котомицуки), рискует оказаться в сложном положении, когда его не совсем солидный облик не будет соответствовать торжественной атмосфере различного рода церемоний.
После выхода на дохё сумотори должен прополоскать рот водой и обтереться бумажным полотенцем. Как правило, воду готовящемуся к поединку борцу преподносит в деревянном ковшике другой рикиси, но только не сумоист, поверженный в предыдущей схватке (это плохая примета!) Полоскание рта помогает рикиси очиститься от дурных мыслей. Продолжением ритуала является разбрасывание соли. С древних времен соль в Японии считается символом чистоты. Спортсмены зачерпывают из специального ящика по пригоршне соли и кидают ее на дохё. Такая процедура повторяется несколько раз. Бросая соль, рикиси не только изгоняет злых духов и демонстрирует намерение бороться честно, но и настраивается на поединок. Кроме того, хорошо удобренный солью дохё - гарантия того, что в случае травмы в кровь борца не попадет инфекция.
Сумотори по-разному относятся к исполнению священного ритуала. 180-килограммовый Митоидзуми наполнял свою гигантскую ладонь до верху и изо всей силы запускал оставляющий белый шлейф порошок в небо, после чего нещадно хлестал себя обеими руками по щекам. Как признается борец, таким образом он расслаблялся. За 15 турнирных дней Митоидзуми расходовал около 9 килограммов соли. А всего – даже несмотря на то, что разбрасывать соль разрешается только рикиси старше макусита, - за год в воздух над дохё взлетает более 4,200 тонн соли (столько, сколько потребляют 1050 японских семей).
На помосте участники поединка повторяют ритуал, совершаемый йокодзуна перед началом соревнований (хлопают в ладоши, разводят в стороны руки и притопывают). Магические действия напоминают разминку. В это время на арене могут появиться йобидаси со специальными свитками. Появление свитка перед зрителями свидетельствует о том, что кто-то из спонсоров выделяет награду для победителя поединка. Общую сумму призовых определить нетрудно: один свиток – это 60 тысяч иен (около 550 долларов). Правда, по окончании схватки победитель получит в конверте ровно половину (25 тысяч поступит в индивидуальный накопительный пенсионный фонд рикиси, 5 тысяч уйдут на уплату различных сборов). Спонсоры не очень щедры и жалуют обычно только поединки самых знаменитых сумотори. Но решающие схватки собирают иногда более 40 свитков.
Прежде чем броситься на противника, борец не только должен сам коснуться кулаками земли, но и дождаться того же жеста от соперника. Если атлет преждевременно срывается с места, гёдзи обязан сделать ему замечание. Количество фальстартов не ограничено.
Чрезвычайно важно, какое положение сумеет занять рикиси непосредственно перед схваткой и насколько удачно он сможет скоординироваться. Татиай (стартовый рывок) очень часто предрешает исход поединка. Даже если удачно ринувшемуся в бой сумотори не удается сразу бросить на землю или вытолкнуть за пределы арены зазевавшегося противника, он может удобно захватить «вражеский» пояс, что, скорее всего, принесет дивиденды в ходе схватки.
Когда один из соперников повержен, гёдзи протягивает оригинальный веер – гумбай - в восточную или западную сторону, указывая на место, с которого принимал бой победитель. Определить исход поединка не всегда просто. Для того чтобы уточнить, кто из борцов коснулся земли или покинул арену раньше, может созываться моноий (собрание с участием гёдзи и пятерых судей, находящихся за пределами дохё). В случае если они не приходят к единому мнению (даже после просмотра видеозаписи), может быть назначен дополнительный поединок.
После завершения схватки счастливый, но не показывающий своих чувств победитель садится на корточки. К нему приближается гёдзи и, произнося имя выигравшего схватку борца, протягивает в сторону триумфатора гумбай.
В это же время победитель получает в конверте денежный приз (если таковой имеется) и исполняет жест благодарности трем богам победы.
Теперь, с чувством исполненного долга, выигравший схватку сумотори берет в руки деревянный ковшик и наполняет его водой, которой будет полоскать рот участник следующего поединка.

Церемонии

Сумо – не просто часть спортивной жизни Японии. Сумо больше, чем спорт. Посмотреть борцовский турнир означает увидеть кусочек японской старины. Все – и одеяния участников действия, и манера поведения сумотори, и даже манера говорить – открывает перед зрителями колоритную картину многовековой давности.
Дохё - специальная арена, представляющая собой круг диаметром около 4,55 метров, сделанный из глины, покрытой тонким слоем песочной крошки, и окаймленный соломенной окантовкой, - поистине священное место. На дохё категорически запрещается ступать ноге женщины.
Подготовка арены к басё - настоящее искусство, окутанное многочисленными тайнами и поверьями. «Строительный материал» доставляется к местам будущих поединков из отдаленных уголков страны. Глина для токийских турниров, например, добывается в префектуре Тиба, причем точное место ее залегания знают только несколько посвященных. На сооружение дохё отводится ровно 72 часа. За это время 42 специалиста (по основному своему роду деятельности они также являются йобидаси - «зазывалами», приглашающими участников соревнований на помост) должны не просто подготовить арену технически, но и произвести несколько ритуалов. В центре дохё обязательно должны быть зарыты каштан, плод китайского мисканта, сушеная каракатица, морские водоросли, мытый рис и соль. Накануне турнира «посевы» поливают освященным сакэ. Это нужно для того, чтобы вызвать удачу и получить благословение богов.
Теперь, когда все 14-15 тонн глины утрамбованы и священные действия произведены, можно начинать турнир.
Прежде чем сумотори вступят в борьбу друг с другом, им предстоит стать участниками грандиозной церемонии. Называется она дохё-ири (вступление на помост). Перед зрителями под негромкие, ритмичные звуки, издаваемые деревянными палочками, появляются борцы. Сначала выходят рикиси, представляющие Восток, затем – Запад. Они хлопают в ладоши, что символизирует избавление от злых духов, и выстраиваются вдоль помоста.
Сумотори облачены в специальные одеяния – праздничные пояса кэсё-маваси (больше напоминающие, правда, фартуки). Кэсё-маваси изготавливают из шелка, отделанного золотыми или серебряными нитями. Для того чтобы сшить праздничный пояс, требуется не менее 20 дней кропотливого труда. Стоят кэсё-маваси в среднем 400-500 тысяч иен (3,5-4,5 тысячи долларов), а весят около 10 килограммов.
Среди особо преданных сумо болельщиков принято отмечать достижения своих любимцев ценными подарками, в том числе праздничными поясами. Так, выход рикиси в категорию дзюрё или макуути означает, что ему будет преподнесен кэсё-маваси стоимостью не менее 1 миллиона иен (9 тысяч долларов). Ну а самым дорогим маваси в истории сумо стал пояс, полученный рикиси Вакасимадзу. Когда этот борец удостоился титула сэкивакэ, преданные болельщики, уверенные в том, что их кумир вскоре получит звание йокодзуна, подарили ему изготовленный из зеленого шелка кэсё-маваси с вышитым серебряными нитями изображением орла. В правом когте хищник держал настоящий бриллиант весом 10 карат. К сожалению, подарок стоимостью 150 миллионов иен не помог сумотори подняться на высшую ступень борцовской иерархии.
Венцом парада участников становится появление йокодзуна. Великий чемпион появляется на помосте в сопровождении двух оруженосцев, один из которых держит в руке церемониальный меч. Йокодзуна перепоясан плетеной веревкой из рисовой соломы – симэнава (такие веревки можно видеть в синтоистских храмах, где они называются йокодзуна). Сначала богатырь хлопает в ладоши (это должно привлечь внимание богов), потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя всем, что в руках он не имеет оружия, а в мыслях – дурных намерений. После этого йокодзуна поочередно высоко поднимает ноги, а затем с подчеркнутым притопом опускает их на землю. Таким образом происходит изгнание с дохё злых духов.
Не менее колоритно выглядит и выход на помост судей – гёдзи, одетых в кимоно периода Камакура (600-летней давности). Гёдзи, как и борцы, имеют свою иерархию. Поединки йокодзуна может обслуживать только судья высочайшей категории – татэ-гёдзи.
Когда участники парада показали себя во всей красе зрителям, а злые духи изгнаны, можно начинать соревнования.
После завершения поединков проходит заключительная церемония. На помосте появляется атлет, исполняющий танец с луком. Эта традиция берет свое начало в эпоху Эдо: в то время победитель турнира, получавший в награду лук, исполнял благодарственный танец.
Жизнь борца

Борца сумо называют рикиси. На русский язык это слово можно перевести как «богатырь». И действительно, чтобы самоутвердиться, сумоист должен обладать не только богатырским здоровьем, но и поистине богатырским терпением.
Жизнь борца сурова и аскетична. Связывающий свою жизнь с сумо молодой человек добровольно отказывается от многих мирских удовольствий. Его частная жизнь долго будет находиться под неусыпным вниманием тренера-наставника (ояката) и Ассоциации сумо. Забота о нравственном облике и физическом здоровье сумотори не знает границ. Спортсмену строго-настрого запрещается даже садиться за руль автомобиля: ведя машину, он может подвергнуть себя смертельной опасности!
Борец не имеет своего дома, а его второй семьей становятся товарищи по школе, с которыми он проводит и день и ночь. Сумотори просыпается с восходом солнца (а в зимнее время – задолго до восхода). И сразу же начинаются изнурительные, монотонные тренировки, которые продолжаются несколько часов с перерывами на завтрак, обед и «тихий час». Чтобы хорошо выступать на турнирах, нужно наращивать как мышечную, так и жировую массу. Помочь правильно добиться этой цели – задача ояката.
Представление о сумоисте как о неуклюжем 200-килограммовом толстяке абсолютно не соответствует действительности. Конечно, на дохё можно увидеть и атлетов, чей вес превышает 2 центнера. Но они являются скорее исключением. Боевой вес спортсмена в расцвете сил составляет 135 –175 килограммов. Как правило, заканчивая выступления, борец сбрасывает несколько десятков килограммов, и подчас в комментирующем ход соревнований эксперте трудно признать бывшего тяжеловеса. Конституция тела, разумеется, предопределена наследственностью, но природу иногда удается немножко обмануть. Если мышечная масса накачивается в результате многочасовых тренировок, то нарастить жир удается при помощи продуманной десятилетиями диеты.
Рикиси питается 2 раза в сутки. Всякая еда сумотори называется тянко. Рецепт приготовления тянко - секрет каждой школы. За трапезой собираются все борцы. Еда готовится в огромном котле, где варятся мясо, рыба, многочисленные морепродукты, травы и другая полезная для организма пища. Первыми из котла вкушают йокодзуна, озэки и сэкивакэ; молодые борцы берут в руки палочки в последнюю очередь. В день богатырь поедает не менее килограмма тянко и не менее полкило риса. Чтобы пища правильно распределялась по организму, необходим ежедневный послеполуденный сон.
Подкрепившись и отдохнув, рикиси снова отправляется на тренировку. До заката он будет до автоматизма отрабатывать различные приемы, учиться терпеть боль и не жалеть себя. Специфика сумо требует от атлета умения твердо стоять на ногах, хорошей координации движений, гибкости (любой высококлассный борец может сесть на шпагат), напористости, молниеносной реакции и смекалки. Роль «боксерской груши» сумоиста играет врытый в землю столб. Применяются и спарринги. Но особенно колоритно выглядит совместное занятие с участием сильнейшего борца «комнаты». Все спортсмены поочередно поднимаются на тренировочную арену и начинают теснить силача с помоста. Такое упражнение называется «одалживанием груди».
Молодым борцам бывает очень трудно втянуться в тренировочный процесс. Результатом «рабочего дня» нередко становятся многочисленные ушибы, ссадины и растяжения; подошвы ног стираются до крови. Но самым тяжелым испытанием оказываются вовсе не физические нагрузки.
Жизнь молодого борца в школе можно сравнить со службой в армии воина-первогодка. Начинающий спортсмен не имеет практически никаких прав. Зато круг его обязанностей ничем не ограничивается: это и уборка помещений, и приготовление пищи, и стирка белья старших товарищей, и выполнение разного рода мелких поручений. Задания и приказы следует выполнять беспрекословно. «Дедовщину» выдерживают не все, поэтому состав «комнат» постоянно обновляется.
Награда

Судьба сумотори кардинально меняется только с достижением ранга борца категории дзюрё. Если спортсмены низших категорий вынуждены довольствоваться положением бедного родственника (они не имеют постоянного заработка и даже в случае успешного выступления в турнире получают деньги, которых хватает только на карманные расходы), то элитные борцы не только обеспечивают себя, но и превращаются в настоящих добытчиков и кормильцев всей школы.
Только 70 борцов элитных дивизионов макуути и дзюрё получают ежемесячное жалование от Ассоциации сумо. Заработки очень высоки. При средней зарплате в Японии в 250-300 тысяч иен (2 000 – 2 400 долларов) рикиси категории дзюрё получают 1 036 000 иен (около 8 300 долларов), рядовые-маэгасира - 1 309 000 иен (около 10 500 долларов), комусуби и сэкивакэ - 1 693 000 иен (более 13 500 долларов), озэки - 2 347 000 иен (чуть меньше 20 000 долларов), а йокодзуна - 2 820 000 иен (более 22 500 долларов) в месяц. Кроме того, спортсмены получают дополнительные призовые от спонсоров и премиальные за различные достижения в ходе турнира. Особенно ценится победа над йокодзуна - кинбоси («золотая звезда»), за которую сумотори будет получать стабильную надбавку в размере 40 тысяч иен (около 370 долларов) в течение всей своей спортивной карьеры. К примеру, Точинонада, повергавший великих чемпионов на дохё 12 раз, пополняет свой банковский счет на 480 тысяч иен (почти 5 тысяч долларов).
Не удивительно, что именитые рикиси считаются завидными женихами. В невестах у сумотори ходят актрисы, ведущие популярных программ, топ модели, стюардессы и просто писаные красавицы. Как правило, семьи сэкитори бывают крепкими.
Жизнь борца оказывается не такой уж и мрачной! И все-таки, наблюдая за рикиси, скромно купающимся в лучах славы, не забывайте, что за спиной у него годы богатырского труда и богатырского терпения.


Источник: http://www.japan-sumo.ru

Прямая ссылка
BB код
HTML код



Случайное аниме


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользователь


Логин:
Пароль:

Поиск



Чат