Поиск по жанрам

боевые искусства
вампиры
война
детектив
дзёсэй
драма
история
киберпанк
комедия
махо-сёдзё
меха
мистерия
мистика
музыкальный
пародия
паропанк
повседневность
полиция
постапокалиптика
приключения
психология
романтика
самурайский боевик
сёдзё
сёнэн
сказка
спорт
сэйнэн
триллер
школа
фантастика
фэнтези
эротика
этти
ужасы

Поиск по жанрам ведётся по совпадению слова в описании. Если в описании материала отсутствует указанное слово, материал не будет найден. В таком случае введите интересующий жанр в поле поиска.

Друзья сайта


Музыкальные аниме клипы

ElfenLied.clan.su

Статистика



Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

Танка, Хокку и их истории
Добавил: Йориk | Дата: 17.08.2010 | Просмотров: 2835 | Категория: Статьи о Японии


История Танка

В средние века одним из наиболее популярных литературных жанров является танка. Танка - короткая песня, законодательница поэтического жанра. Зародилась эта короткая песня еще в глубокой древности, пришла из народной календарно-обрядовой поэзии. Своей изощренностью они сместили в сторону стихи Нагаута (длинные стихи). Самая распространенная тема средневековой японской поэзии – времена года. Зачастую тема лирической поэзии была тесно связана с образом повседневной жизни. Эти песни выражают мимолетность настроения, полны недосказанности, являются словесной игрой.

Танка – самое изящное произведение искусств. До сих пор ее читают напевно, следуя определенной мелодии. С течением времени танка начала делиться на две строфы трехстишие и двустишие. В содержании используется следующая схема: первая строфа представляет собой природный образ, вторая описывает ощущения человеком этой ситуации. Хоть танка и является стихотворной формы, рифмы у нее нет. Получалось так, что один поэт слагал первую строфу, а другой вторую. В XII веке образовались стихи-цепи, которые получили название ренга, что означает нанизывания строфы.

Здесь как на чудо глядят
На серебряную монету -
Глухая харчевня в горах.
(Басе)
...
Вот уж совсем не к месту -
У парня длинный кинжал!
(Керай)

Древняя Танка имеет обширную историю. Не один раз эти лирические изречения были на грани исчезновения, но они выдержали все испытания: и взлеты, и падения, и продолжают развиваться и наше время. Со временем антология танка стала издаваться по приказу императора, и сам жанр развивался под чутким руководством правителя и придворных поэтов. Уже к концу XIX века танка превратились в монотонное повторенное одного и того же, это вызвало у поэтов желания отречься от исполнения своих произведений в этом жанре. Получилось так, что на рубеже XIX и XX веков, два японских поэта смогли привнести новые чувства, взгляды. Сумели создать в искусстве написания танка новые образы, переплетенные с классическими, и несут в себе свежесть и незатертость. Из истории становиться, очевидно, что краткие стихотворные формы - насущная потребность поэзии. Эти стихи сочиняются быстро, на одном дыхании, под влиянием чувств. Их запросто можно использовать для похвалы или наоборот насмешки. Любовь к малым формам и стремление к лаконизму великолепно создает монументальные образы.

Как ни печалиться,
В надежде сердцу ни тщиться
Об участи лучшей,
Не угадать человеку судьбы, —
Так и живется ему.
(Сайгё)


История хокку

Традиция. Древняя традиция стихосложения в Японии, передаваемая из поколения в поколение, выработала свои правила и манеры письма. Эти правила незыблемы, точно так же как все остальное японское – например, сад 13 камней, суши и подогретое сакэ. Следование традициям в крови всех японцев и японистов - всех тех, кто интересуется историей и современностью Японии.

Японская поэзия сильно отличается от европейской и других восточных стилей - китайского и индийского. Влияние дзен-буддизма привнесло свои правила минимализма и созерцательного погружения в предмет. Полного погружения в сознание и самосознание. Слова тут минимальны. Поэтому и в японской поэзии, несмотря на ее минимализм, каждое слово в стихе несет огромную информацию.

Основные стили в японской поэзии, дошедшей до нас практически в первозданном своем виде это:

Отличие одно от другого в количестве строк. Может быть, танка более широко раскрывает суть. Но хокку сильнее передает эмоциональность. Хокку выросло из танка.

Некоторые особенности хокку можно понять, только познакомившись с его историей. С течением времени танка (пятистишье) стала четко делиться на две строфы - трехстишие и двустишие. Случалось так, что один поэт слагал первую строфу, а второй последующую. Позднее, в 12 веке, появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название рэнга (буквально "нанизанные строки") и первое трехстишие называлось "Начальной строфой", по-японски - хокку. Эта начальная строфа была самой сильной и самой лучшей во всей цепи строк, и с течением времени выделилась как отдельный стих.

Хокку выросло из развлечения древнеяпонских крестьян в придворное стихосложение. При дворе каждого японского императора жили свои придворные поэты, которые были даже выходцами из простых семейств, но усилиями, трудом, своим творчеством достигли высочайших результатов в написании хокку - в стихотворном жизнеописании придворных интриг, природы, любви и страстей. Хокку - лирическое стихотворение. Оно изображает в основном жизнь природы и жизнь человека в их слитном нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Высочайшее искусство написания хокку и строгое соблюдение правила 5-7-5 в тексте не позволяло многим поэтам стать известными. Самые известные в Японии поэты в жанре хокку это Басэ и Исса, посвятившие жизнь свою искусству и оттачиванию поэзии хокку, создания школы хокку и кодекса правил стиха.

Хокку обладает устойчивым метром и искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах.



Сказано слово -
Леденелые губы
Осенним вихрем!

Сложно, очень сложно вложить в семнадцать слогов всю силу природы, все мощь пространства и печаль жизни. Поэтому и произведения, выполненные по правилам, сильнее на слух и шире по восприятию слушателями чем стихи иного слога.

Правило 5-7-5 в хокку твердо соблюдается и в современных стихах новых поэтов. Традиция. Бережное отношение к древности и прошлому, строгое соблюдение и выполнение норм и правил написания сделало этот стих подлинным произведением искусства, которое выделено в Японии в отдельное существо. Как искусство каллиграфии, например.

Трехстишие хокку прочно утвердилось в Японской поэзии и обрело подлинную глубокую емкость во второй половине семнадцатого века и на непревзойденную художественную высоту поднял его великий поэт Японии Мацуо Басэ, создатель не только поэзии хокку но и целой эстетической школы японской поэтики. Басэ совершил переворот в поэзии хокку, вдохнув в нее всю жизненную правду, очистив от поверхностного комизма и выделив правило 5-7-5, за которым до сих пор ревностно следят профессионалы современности.

Задача каждого поэта хокку - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, а для этого совсем не нужно рисовать картину во всех ее деталях. Достаточно немного слогов. Всего семнадцать слогов погружает читателя в иной мир, полный чувственности и расширенного восприятия.

Небо печально
Утро казалось чужим
Без солнца лучей.


Источник: http://pishi-stihi.ru

Прямая ссылка
BB код
HTML код



Случайное аниме


Всего комментариев: 1
1 D_R_   (17.08.2010 15:45) [Материал]
Статьи безусловно интересные, но рекомендую объединить в одну.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользователь


Логин:
Пароль:

Поиск



Чат